28.06.2016

       Тарифы на автоперевозки – сложная система расчета стоимости, учитывающая целый ряд параметров. Оптимальный тариф на перевозку – это крайне важная задача для любой транспортной компании. О прошлом, настоящем и будущем ставок в автоперевозках Виталий Шадрин, специалист по международным перевозкам компания «Балтика-Транс».
Виталий, что было раньше, как обстояли дела в предкризисном времени?
       Начиная с 2010 года, каждый конец осени все участники автоперевозок наблюдали закономерность – все цены, соответственно сезону, постепенно росли. В основном это обусловлено климатом – из-за падения температуры ставки повышаются. К примеру – обычная краска, у которой осенью была комфортная температура для перевозки в тенте. С первыми заморозками ее приходится доставлять только рефрижераторами и, логично, что рефрижераторы повышали цену с начала ноября. С конца ноября начинались подготовки к Новому году – конфеты, мандарины, игрушки, в общем, все из западной Европы. В это время лидеры грузоперевозок активно начинали искать сотрудников – штат уходит со своей постоянной работы в «поля». Все это толкало цену автоперевозок вверх. Дальше декабрь – длинные праздники у европейцев. Все перевозчики планировали свои трафики так, чтобы вернуться из России перед католическим рождеством, в первую очередь – поляки, именно они осуществляли 75% всех перевозок на наше направление. С нашей стороны весь экспорт заканчивался к 29 декабря. Именно это время являлось пиковым, и рефрижераторы были на вес золота. В январе же все поставки прекращались, перевозчики были готовы за любые деньги, практически по себестоимости, вывозить продукцию. С конца января – начала февраля наблюдалось значительное увеличение ставок, которые держались вплоть до майских праздников. После – опять падение ставок – лето, низкий сезон вплоть до конца осени.
Можно сказать, что до 2014 года ставки можно было знать наперед?
       Да, условно, именно по такой синусоиде формировалась ставка грузоперевозок из года в год. Каждый день как на ладони – можно было предугадать скачок или обвал цен и планировать работу, исходя из определенного графика на сезон вперед.
Что происходит сейчас со ставками?
       После того, когда ряд стран наложили санкции на Россию, а мы ответное продуктовое эмбарго, вся синусоида ставок полностью изменилась. Грузов и закупок стало меньше, валюта дороже, некоторые товары попали под запрет. Все игроки начинали искать новые рынки, перевозчики не понимали, какими путями все будет ввозиться и вывозиться. На протяжении вот уже двух лет Россия зависит от разрешений с Польшей. Сейчас у них заканчиваются квоты на трехсторонние разрешения. Выделят им дополнительные квоты или нет? Если нет, то уже с осени, они начнут свои грузоперевозки, к примеру, из Германии. Ставки повысятся и на рынок войдут более дорогие белорусы, которые вытеснят дешевых поляков.
То есть, сейчас никаких прогнозов?
       Сейчас ставка не привязана к календарю. Синусоида осталась как понятие тригонометрической функции, и вычислить ее невозможно никакой доступной формулой, постоянных значений нет. Раньше цена держалась целый год, сейчас она оговаривается на неделю или на месяц вперед. Этой весной, когда полякам не выдали трехстороннего разрешения, в один день ставка была одна, буквально через выходные она повысилась на 30-40%. В ставках грузоперевозок сейчас что-то планировать сложно, по крайней мере, ценовой диапазон стал краткосрочным. К примеру, взять тех же поляков, которые занимали первое место в грузоперевозках в докризисное время. Сегодня 30-40% их рынка обанкротилось. Произошла глобальная зачистка фирм, которые прекратили свое существование. Одним из факторов стало подорожание бензина – доходная часть уменьшается, перевозчик начинает повышать ставку. И так со всем: топливо, валюта, разрешения, политические новости.